logo

МедиаГОСТИНАЯ

МедиаОКНА

26.02.2019 г.

Встреча с известным кинокритиком России, сценаристом Ириной Павловой

«Кино, на мой взгляд, – это не слова. Кино – это то, что нельзя высказать словами»: российский кинокритик Ирина Павлова говорила со студентами специальности «Журналистика» и «Информация и коммуникация» о современном кинематографе



Встречи в уютной 318 аудитории, которые кафедра журналистки Гродненского государственного университета имени Янки Купалы каждый месяц проводит совместно с Белорусским союзом журналистов и Международным медиаклубом «Формат-А3», стали традицией. Тема февральской встречи – ««Территория кино: послание к человеку»». Гостья купаловского университета – Ирина Павлова – авторитетный и взыскательный российский кинокритик. К ее мнению прислушиваются, с ее взглядами считаются. Будущие звезды экрана по ее книгам и многочисленным статьям изучают теорию кино, историю современного кинематографа, осваивают основы актерского мастерства, готовятся к профессиональной работе на телевидении, в театре, в киноиндустрии. Ирина Васильевна – кинокритик, сценарист, художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля. Своим опытом работы в мире киноискусства она поделилась с будущими профессионалами в сфере массмедиа.

 


На встречу Ирина Павлова привезла с собою короткометражный игровой фильм «Время жить, время умирать» Михаила Полякова. Фильм, который стал в 2018 году лауреатом премии «Золотой орел» – это пронзительная комедия о прозе жизни на
съемочной площадке. Фильм, как отправную точку для обсуждения, Ирина Павлова выбрала не случайно: эта лента о самой главной проблеме современного кинематографа. «Сегодня разговаривать о кино нужно только в одном ключе: как в нем сохранить искусство? – считает Ирина Павлова. – Ведь с этой проблемой столкнулся весь мир. Есть сферы, которые когда-то были служением, нравственным подвигом человека: медицина, образование, искусство. Сегодня эти сферы стали сферой услуг. А режиссер ведь всегда был на съемочной площадке царь и бог. Да, потом он мог остаться без ленты. Ее могли положить на полку. Но пока он работал над фильмом, он был свободен. А сегодня он не свободен ни секунды. Ему все время говорят о стоимости, о том, что нужно считать деньги. А это загоняет в рамки. Художнику сегодня очень сложно оставаться художником».


На вопросы студентов о том, каков рецепт идеального фильма, Ирина Васильевна с улыбкой ответила, что хорошее кино – это кино, с которым забываешь, что ты в кинозале, это кино, с которым переживаешь настоящие эмоции. «Кино было создано как искусство безусловной веры в происходящее на экране. Кино, на мой взгляд, – это не слова. Если мы хотим слова, то берем книгу и читаем. Кино – это не политика и не идеология. Если мы хотим политику и идеологию, берем газету. Кино – это то, что проникает в сердце через глаза. Смотреть и видеть, как в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» юноша кричит проклятье небесам над телом отца – от этого сердце обрывается».


Во время встречи с молодыми будущими журналистами и специалистами по информации и коммуникации речь обязательно должна была зайти о выборе жизненного пути. Ирина Павлова уверена, что настоящий талант рождается в борьбе с общими тенденциями: «Однажды появляется кто-то, кто рискует. Это чревато, ведь человек рискует профессией, куском хлеба, наконец. Но только у того, кто рискует, получаются достойные вещи. Так у Бориса Хлебникова появился фильм «Аритмия». Фильм не был рассчитан на широкую аудиторию. Скорее, на узкий круг зрителей. Но он про людей и для людей. И вдруг выясняется, что таких людей много. И абсолютно не коммерческий фильм делается абсолютным хитом России».



На прощание Ирина Васильевна пожелала студентам не бояться выходить за рамки, в которые загоняет художника современное общество потребителей: «Рано или поздно вы выйдете в большой мир как отдельные личности. Я сама была молодой и помню, как это страшно – быть молодым. Очень страшно начинать жизнь. И поэтому очень легко поддаться давлению. Не делайте как все. Да, жить будет труднее. Да, будет меньше желающих ставить вам лайки (улыбается), но очень легко скатиться в потребителя лайков. В искусстве гораздо важнее рискнуть и сказать общей тенденции
«Нет!»