В Студенческом медиацентре Гродненского государственного университета им. Янки Купалы сегодня новые лица. Здесь проходит мастер-класс для воспитанников Студии юного журналиста «Медиа-STARt» и Студии современных коммуникаций «InfoCom». Две недели дистанционных занятий на платформе Zoom позади. И сегодня учащиеся школ, наконец, встретились со своими преподавателями в реальном, а не в виртуальном пространстве.
У всех пришедших сегодня на мастер-класс учащихся 9–11 классов разные цели: кто-то хочет углубить уже имеющиеся знания, кто-то ищет себя, а кто-то уже знает, чего хочет, и целенаправленно готовится к поступлению. «Мне всегда было интересно экспериментировать, – делится своими впечатлениями Анна. – А в школьном лагере мне была поставлена непростая задача: сделать рекламу. Я попробовала, было интересно. И сегодня здесь хочу больше узнать о том, как подготовить стоящий медийный продукт». Николай (он учится в десятом классе) немногословен и сдержан в своих эмоциях: «Я имею небольшой опыт работы с медиатекстами. Но то, чего не хватает, – это системного знания. За этим сюда и пришел».
Два занятия по 45 минут уже позади. Екатерина Тадеушевна Костюшко, которая несколько лет работала главным редактором корпоративного издания, а сегодня преподает на кафедре журналистики, на первом занятии предложила каждому сделать свою обложку для журнала. Во время второго мастер-класса студент специальности «Журналистика» Никита Панцевич, который работает в Студенческом медиацентре с 1 курса, поделился ценными советами по декомпозиции задач. Уж он-то, совмещая учебу и работу, знает о чем говорит!
Начинается третье занятие. В лаборатории Студенческого медиацентра при кафедре журналистики, где проходит мастер-класс на тему «Репортаж с места событий: я – очевидец!», светло и уютно. На стене у окна – дипломы и награды студентов за победы в фестивалях и конкурсах. Слева от входа в лабораторию – большая маркерная доска. За овальным столом рассаживаются учащиеся. Преподаватель – Минчук Инна Ивановна, заведующий кафедрой журналистики, – готова делиться с молодыми людьми своим знанием.
С первых секунд речь идет о том, как написать репортаж. Не заметку, с которой уже знакомы по предыдущим занятиям, а репортаж – самый субъективный из информационных жанров журналистики. А в чем его секрет? Секрет в том, чтобы позволить читателям почувствовать атмосферу происходящего события. Создать так называемый «эффект присутствия». Вот на доске появляются структурные элементы репортажа. Вот и первая задача – взять интервью у участников события. И в ход идут мобильные телефоны: диктофон у современного молодого человека всегда с собой. И фотокамера. И видеокамера. Слышно, как быстро щелкает затвор профессионального фотоаппарата: пока воспитанники студий делятся своими впечатлениями, сотрудник медиацентра Никита Шостакович, студент 4 курса специальности «Информация и коммуникация», легко перемещается по аудитории и ловит интересные кадры. Он хорошо знает, что репортажное фото должно быть эмоциональным.
Для завершения репортажа журналисту не помешает снова обратиться к участникам события. И ребята с воодушевлением делятся своими впечатлениями: «Я занимаюсь в Студии юного журналиста уже третий год, – признается Анастасия. – И с каждым годом чувствую все большую уверенность в своих силах. Мне не страшно перед поступлением. Я знаю, что много умею, что справлюсь с сочинением и устным выступлением, которые мне необходимо сдать уже в этом году, чтобы стать студенткой специальности «Журналистика».
Анастасия умеет убеждать. Словно почувствовав ее уверенность, расправляют плечи и молодые люди, которые сегодня пришли в медиацентр Купаловского университета впервые. На прощание старательно записывают задание: подготовить настоящий репортаж с места событий и выслать свой текст преподавателю. Работа, конечно, непростая, но все понимают: пока не напишешь сам, жанр не освоишь. А то, что тексты получатся, Инна Ивановна уверена на все сто процентов. Ведь первый текст уже нашел своего читателя!
УНПО «Студенческий медиацентр»
ГрГУ им. Янки Купалы